Инвестиционный портал
муниципального образования город Тула

Инвестиционная декларация муниципального образования город Тула

Общее описание целей инвестиционного развития муниципального образования город Тула

 

Основными целями и перспективами инвестиционной политики муниципального образования город Тула являются:

улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории муниципального образования город Тула;

формирование благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании город Тула;

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;

привлечение инвестиций в наукоемкие отрасли;

содействие в реализации и сопровождение инвестиционных проектов;

развитие инструментов государственно-частного партнерства;

повышение эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности;

активная поддержка эффективных инвестиционных проектов по производству конкурентоспособной продукции;

внедрение энергосберегающих и экологически чистых (безотходных) технологий;

создание условий для привлечения внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов в экономику муниципального образования город Тула;

формирование и распространение информации об инвестиционных возможностях муниципального образования город Тула;

информационная поддержка инвестиционной деятельности.

 

Общее описание системы поддержки новых инвестиционных проектов, реализуемой в муниципальном образовании город Тула

 

Система поддержки состоит из нескольких блоков.

Первый блок – инвестиционный комитет в муниципальном образовании город Тула.

В соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации и Тульской области в муниципальном образовании город Тула утвержден инвестиционный комитет.

Инвестиционный комитет создан для формирования благоприятных условий ведения инвестиционной деятельности, защиты прав и интересов инвесторов, разрешения разногласий инвестора с органами власти по вопросам реализации инвестиционных проектов.

В состав комитета входят органы местного самоуправления муниципального образования город Тула, деловых объединений, ресурсоснабжающих организаций.

Второй блок –  инвестиционный портал муниципального образования город Тула (www.invest.tula.ru). Портал позволяет познакомиться с инвестиционным климатом, оценить потенциал экономики, изучить инвестиционное законодательство Тульской области, формы поддержки инвесторов и предпринимателей и подобрать инвестиционную площадку для реализации проекта, а также содержит информацию о свободных земельных участках, объектах муниципальной собственности, свободных незадействованных площадях промышленных предприятий.

На инвестиционном портале муниципального образования город Тула создан раздел с инвестиционной картой, объединяющей в себе наглядную информацию, необходимую субъектам предпринимательской деятельности для принятия решения о вложении инвестиций.

Третий блок - инвестиционная декларация. Документ отражает планы муниципального образования по инвестиционному развитию на ближайшую перспективу, приоритеты и механизмы стимулирования инвесторов.

Четвертый блок - свод инвестиционных правил, который представляет собой пошаговые алгоритмы действий в ключевых для инвесторов случаях.

В Тульской области приказом министерства экономического развития Тульской области от 15.06.2022 №43-осн утверждены алгоритмы действий инвестора с описанием условий реализации и мер поддержки проектов по всему «клиентскому пути» инвестора.

Приказ содержит целевые сроки оказания государственных услуг, а также ссылки на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми происходит подключение объектов к инфраструктуре. Алгоритмы действий утверждены по направлениям:

- энергоснабжение (присоединение к электрическим сетям);

- водоснабжение и водоотведение;

- получение земельных участков в аренду;

- оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект;

- получение разрешения на строительство;

- получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

- подключение к теплоснабжению;

- обеспечение доступа к дорожной инфраструктуре;

- подключение к газоснабжению.

Ссылка на данный документ размещена на инвестиционном портале муниципального образования город Тула.

 

Ключевые характеристики муниципального образования город Тула

 

Город Тула - динамично развивающиеся муниципальное образование Тульской области с активной позицией в привлечении инвестиций.

Близость к Москве - крупнейшему рынку сбыта страны, развитая инфраструктура, квалифицированные кадры и благоприятный инвестиционный климат являются основными преимуществами города Тулы.

Территорию города пересекают или проходят в непосредственной близости важные стратегические автомобильные дороги федерального значения: М-2 «Крым», М-4 «Дон», Р-132 «Золотое кольцо», и крупные железнодорожные магистрали Москва – Донбасс, Тула – Козельск, связывающие Тулу с другими регионами России и странами ближнего и дальнего зарубежья. От города расходятся железные дороги на Москву, Орёл, Калугу, Узловую, Козельск.

Являясь крупным железнодорожным узлом, в Туле располагаются два железнодорожных вокзала — Московский и Ряжский. 

Площадь муниципального образования город Тула – 1495,56 кв.км. В состав муниципального образования входят 247 населенных пунктов, из них 246 – сельские населенные пункты.

Муниципальное образование город Тула разделено на 5 территориальных округов (Зареченский ТО, Привокзальный ТО, Пролетарский ТО, Советский ТО, Центральный ТО). Город Тула в границах городской черты является административным центром Тульской области.

По оценке Туластата численность постоянного населения муниципального образования город Тула на 1 января 2023 года, с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, составила 542,5 тыс. человек (36,6% от численности населения Тульской области), из которых 466,6 тыс. чел. или 86% составляет городское население. В сельских населенных пунктах проживет 75,9 тыс. человек или 14% всего населения муниципального образования.

Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше по состоянию на 01.01.2023 года составила 340,7 тыс. человек или 62,8% от общей численности населения муниципального образования.

Общий оборот организаций муниципального образования город Тула по всем видам экономической деятельности по итогам 2022 года составил более 907 млрд. рублей с ростом к 2021 году в действующих ценах на 3%.

Муниципальное образование город Тула – крупный индустриальный центр Российской Федерации, ведущие промышленные предприятия которого представлены в металлургии, машиностроении, металлообработке, промышленности строительных материалов и пищевой промышленности.

Промышленность, по-прежнему, остается основным экономическим драйвером развития Тулы. Промышленным производством в муниципальном образовании город Тула занято 132 предприятия, относящиеся к категории крупных и средних, с численностью работающих 71,0 тыс. человек. За 2022 год промышленными предприятиями отгружено товаров собственного производства на сумму 554,9 млрд. руб., что в действующих ценах на 1,1% больше, чем в 2021 году.

За период 2018-2022 годы промышленными предприятиями города отгружено продукции в объеме 2 309,6 млрд. рублей. Объем товаров, работ и услуг в 2022 году увеличился относительно 2018 года в 1,4 раза в действующих ценах. В 2023 году объем отгруженной продукции составит 562,5 млрд. руб. с ростом в действующих ценах к 2022 году на 5,0%.

Доля объема отгруженной продукции промышленного производства предприятий муниципального образования город Тула в объеме промышленного производства Тульской области составляет 53%.

Структура промышленного производства Тулы достаточно устойчива, несмотря на годовые колебания, обусловленные воздействием внешних факторов (конъюнктура цен на рынках, определяемая спросом и предложением).

Характерной особенностью промышленности муниципального образования город Тула является наличие большого удельного веса предприятий оборонного комплекса, которые разрабатывают и серийно изготавливают уникальное вооружение и военную технику. Оборонно-промышленный комплекс – это ведущий сектор промышленности муниципального образования город Тула. Он задает высокие стандарты в производстве, управлении и завоевании перспективных рынков и традиционно аккумулирует наиболее передовые идеи, разработки и технологии. Среди предприятий этого сектора такие известные во всем мире предприятия, как АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова», АО «НПО «Сплав» им. А.Н. Ганичева», АО «АК «Туламашзавод», ПАО «Императорский Тульский оружейный завод», АО «Тульский патронный завод» и др. Стабильное развитие промышленности муниципального образования город Тула во многом обеспечено государственным оборонным заказом, реализацией новых инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировом и отечественном рынках продукции.

Тульские металлурги производят литейный чугун, феррованадий, ферросплавы, порошки цветных металлов и сплавов, ванадиевую продукцию, сортовой горячекатный прокат и др. Крупнейшими предприятиями металлургии являются АО «Тулачермет», АО «Косогорский металлургический завод», АО «ЕВРАЗ Ванадий Тула», ООО «Тулачермет-Сталь». Развитие металлургической промышленности города Тулы обеспечено за счет модернизации применяемых технологий и оборудования, позволяющей значительно сократить энергоемкость и снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду.

Не менее значимую роль в развитии промышленного производства города играют предприятия пищевой промышленности, продукция которых отмечена дипломами и медалями национальных и международных выставок. Это АО «Тульский молочный комбинат», ОАО ТКФ «Ясная Поляна», Филиал ООО «Пивоваренная компания «Балтика» – «Балтика-Тула» и др.

По итогам Всероссийской переписи населения 2020 года в агропромышленный комплекс Тулы входят 12 сельскохозяйственных организаций, 26 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 27 тысяч личных подсобных хозяйств. В сельском хозяйстве муниципального образования на конец 2022 года было занято 921 человек, средняя заработная плата в сельском хозяйстве составила более 53,0 тыс. рублей.

Развиваясь, АПК муниципального образования город Тула вносит свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности Тульской области, а также позволяет обеспечить потребности населения в продуктах питания. АПК Тулы производит около 3% продукции растениеводства и более 11% продукции животноводства Тульской области.

Ежегодно увеличиваются посевные площади всех сельскохозяйственных культур за счет вовлечения в оборот земельных паев, которые ранее не использовались. В 2022 году посевная площадь увеличена по сравнению с 2021 годом более чем на 814 гектар или на 5,9%.

В сложившихся экономических условиях особое внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса, который насчитывает около 12 тысяч предприятий и более 16 тысяч индивидуальных предпринимателей. Это более трети занятого населения Тулы и 17,2% налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города.

В 2022 году отмечены структурные изменения малого бизнеса: увеличение количества индивидуальных предпринимателей (на 3,4%) при снижении количества юридических лиц на 2,7%. При этом все большей популярностью пользуется статус самозанятых. На конец 2022 года в Туле зарегистрировано более 19 тысяч самозанятых.

Постоянно проводится работа по развитию сегмента нестационарных торговых объектов, оперативно рассматриваются заявки и проводятся аукционы на размещение НТО. Всего на территории Тулы, согласно схеме размещения, функционируют 1210 объекта торговли, включая сезонные и передвижные. В их числе 62 объекта для местных фермеров и сельскохозяйственных организаций. По заключенным договорам аренды/размещения нестационарных торговых объектов с субъектами МСП в бюджет города поступило более 93 млн. руб. Рост к показателю 2021 года составил 13,2%.

В муниципальном образовании город Тула ведется работа, направленная на обеспечение промышленности передовыми кадрами в достаточном количестве для роста экономики. В городе расположено 8 высших учебных заведений, 10 учреждений среднего профессионального образования, 88 учреждений общего образования.

В муниципальном образовании город Тула стабильный рынок труда, высокий уровень занятости. Меры по профориентации, обучению и поддержке занятости населения реализуются в рамках региональной государственной программы «Содействие занятости населения Тульской области», а также национального проекта «Демография» (федеральный проект «Содействие занятости»).

Приоритетными направлениями инвестиционного развития муниципального образования город Тула являются:

- инновационное обновление традиционных и формирование новых отраслей экономики;

- развитие инфраструктурного комплекса;

- выпуск наукоемкой инновационной продукции;

- создание высокопроизводительных рабочих мест.

Инвестиционные расходы бюджета города за период 2018-2022 годы составили более 12 млрд. руб.

Основными направлениями инвестиций являются:

— реконструкция и ремонт дорог, мостов, путепроводов, строительство новых объектов транспортной инфраструктуры и развязок.

В целях развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Тула реализованы масштабные проекты: строительство II очереди Восточного обхода г. Тулы, реконструкция Демидовского и Баташевского мостов в г. Туле. Ведется реконструкция Московского путепровода и строительно-монтажные работы на автодорожном мостовом переходе через реку Упу, который соединит Зареченский район с Привокзальным и Советским районами города, со сроком завершения до конца 2024 года.

— строительство, реконструкция и ремонт объектов инфраструктуры (сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, электроснабжения и газификации);

— социальная сфера, включающая в себя строительство и ремонт объектов образования, культуры и спорта.

Инвестиционная деятельность предприятий города в период 2018-2022 годы представлена рядом завершенных проектов и введением в эксплуатацию новых объектов. Общий размер инвестиций в общей сложности составил более 274,6 млрд. рублей. В результате, за указанный период создано более 14 930 новых рабочих мест.

В 2018-2022 годах завершены 306 проектов, наиболее значимые из которых следующие:

– строительство и реконструкция объектов производственной сферы (литейно-прокатный комплекс ООО «Тулачермет - Сталь», станция разделения воздуха ООО «Криогаз», механосборочный корпус АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова», специальное производство филиала АО «КБП-ЦКИБ СОО», производственный цех ООО ПП «Мехмаш», модернизация производства АО «Птицефабрика «Тульская»);

- строительство многоквартирных домов в ЖК «Солнечный», ЖК «Красные ворота», ЖК «Северная Мыза», ЖК «Молодежный», ЖК «Вертикаль», ЖК «Баташевский сад-2», ЖК «Петровский квартал», ЖК «Суворовский» и др.;

- строительство парка «Патриот» ООО «Петербургская гарантия»;

- строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, центров (спортивный комплекс с бассейном ООО «Восход», спортивный центр с универсальными игровыми залами «Тула-Арена» ООО ГК «Третий Рим», комплекс с игровым залом ООО «Водник», «Ледовая Арена» ООО «Газпром инвестгазификация»).

Кроме того, на территории МО город Тула реализовали свои инвестиционные проекты GLOBUS, METRO Cash&Carry, Selgros Cash&Carry, Unilever, NETZSCH.

В 2023 году на территории МО город Тула планируется завершение 55 инвестиционных проекта суммарной емкостью около 15 273,5 млн. руб. В результате их реализации планируется создать 1 432 новых рабочих места.

Администрацией города Тулы проводится работа по созданию условий для развития бизнеса, в том числе, в рамках муниципальной программы «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования город Тула». В частности, субъектам малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе предоставляется субсидии на возмещение затрат:

- связанных с осуществлением деятельности групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста;

– связанных с оплатой участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях производственной или инновационной направленности;

- на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на приобретение основных средств;

- связанных с оплатой участия субъектов малого и среднего предпринимательства (сельскохозяйственных товаропроизводителей) в специализированных сельскохозяйственных ярмарках;

- связанных с развитием профессиональной деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

За 2018-2022 годы оказана поддержка более 1 000 предпринимателям, в том числе финансовую поддержку получили 68 субъектов МСП и самозанятых на общую сумму 8,4 млн. руб.

Инвестиционные обязательства муниципального образования город Тула

 

Муниципальное образование город Тула в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законами Тульской области устанавливает следующие гарантии безопасности ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности:

Во-первых, неухудшение условий реализации инвестиционных проектов в течение всего срока их реализации;

В целях создания на территории Тульской области благоприятного инвестиционного климата действует Закон Тульской области от 18 декабря 2008 года № 1181-ЗТО «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Тульской области».

Законом гарантируется неухудшение зафиксированных на дату начала осуществления инвестиционного проекта условий деятельности, определенных нормативными правовыми актами Тульской области, в период реализации инвестиционного проекта, за исключением случаев приведения таких актов в соответствие с законодательством Российской Федерации;

Во-вторых, общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории муниципального образования город Тула.

Инвесторам предоставляются налоговые льготы при осуществлении инвестиционной деятельности:

  1. Пониженные налоговые ставки налога на имущество организаций для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов (Закон Тульской области от 28 ноября 2019 года № 112-ЗТО «Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций для организаций - участников региональных инвестиционных проектов на территории Тульской области»).
  2. Предоставление инвестиционного налогового вычета (Закон Тульской области от 1 июля 2019 года № 51-ЗТО «Об инвестиционном налоговом вычете»),
  3. Налоговые льготы организациям, осуществляющим инвестиции в форме капитальных вложений на территории области (Закон Тульской области от 6 февраля 2010 года № 1390-ЗТО «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области»).

Наряду с налоговыми льготами в муниципальном образовании город Тула, как и на территории Тульской области действует широкий пакет мер поддержки для предпринимателей и инвесторов.

При реализации проекта существует возможность финансирования или возмещения затрат на строительство объектов инфраструктуры за счет бюджетных средств региона (постановление Правительства Тульской области от 18.12.2013 №759 «Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Тульской области», постановление Правительства Тульской области от 16.07.2013 № 354 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из бюджета Тульской области организациям, осуществившим инвестиции в форме капитальных вложений на территории Тульской области»).

Полный перечень региональных и федеральных мер поддержки доступен на инвестиционных порталах муниципального образования город Тула (http://invest.tula.ru) и  Тульской области (http://invest-tula.com);

В-третьих, неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в муниципальном образовании город Тула.

Инвесторам гарантируется соблюдение условий предоставления мер поддержки, предусмотренных законодательством Тульской области и нормативно-правовыми актами муниципального образования город Тула;

В-четвертых, соблюдение органами и организациями сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности.

Взаимодействие инвесторов с органами власти в ходе реализации инвестиционного проекта как правило имеет форму предоставления государственных/муниципальных услуг, которые четко регламентированы, имеют сроки и порядок их оказания. Основные (массовые социально значимые) услуги инвестор может получить в электронном виде.

Нарушение процедур и сроков, установленных сводом инвестиционных правил, является основанием для обращения инвестора в инвестиционный комитет.

В случае возникновения споров при реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования город Тула инвестор вправе в досудебном порядке обратиться в инвестиционный комитет муниципального образования город Тула. Заседания инвестиционного комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 2 месяца.

 

Председателем инвестиционного комитета является глава администрации муниципального образования город Тула.

 

Приложение

к Инвестиционной декларации муниципального образования город Тула

 

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ,

регулирующие отношения в области инвестиционной деятельности

 

Закон     Тульской  области  от   18 декабря    2008  года    №1181-ЗТО «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Тульской области»;

Закон     Тульской  области  от   28 ноября     2019   года №112-ЗТО «Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций для организаций - участников региональных инвестиционных проектов на территории Тульской области»;

Закон Тульской области от 1 июля 2019 года № 51-ЗТО «Об инвестиционном налоговом вычете»;

 

Закон     Тульской  области  от   6 февраля      2010  года № 1390-ЗТО «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области»;

Закон Тульской области от 15 июля 2016 года № 61-ЗТО «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов»;

 

Закон Тульской области от 27 апреля 2017 года №33-ЗТО «О льготном налогообложении налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов»;

 

Закон Тульской области от 24 ноября 2003 года № 414-ЗТО «О налоге на имущество организаций»;

 

постановление Правительства Тульской области от 01.06.2017 №214 «О мерах по реализации отдельных положений Закона Тульской области от 15 июля 2016 года № 61-ЗТО «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально­-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов»;

 

постановление Правительства Тульской области от 18.12.2013 № 759 «Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Тульской области»;

 

постановление Правительства Тульской области от 16.07.2013 № 354 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из бюджета Тульской области организациям, осуществляющим инвестиции в форме капитальных вложений на территории Тульской области».